Фото и видео материалы на сайте размещены с разрешения родителей.

среда, 25 апреля 2018 г.

Особенности развития детей 2- 3 года жизни


Все родители с интересом наблюдают, как растут их дети. До года темпы развития грудничков просто стремительные, когда значение имеет каждый день, неделя, месяц. А на втором году они постепенно начинают замедляться. Но дети продолжают осваивать новые навыки,
и именно по фактам их наличия или отсутствия и можно судить об уровне развития малыша.
Возраст после двух лет одновременно характеризуется всё новыми достижениями ребёнка и является сложным периодом, когда он начинает демонстрировать своё непослушание, которое обусловлено его страстным желанием быть самостоятельным, отыскать себя в большом и интересном мире.
Что должен уметь 2-3-летний ребёнок?

Очень очевидны те умения, которые 2-3-летние дети должны приобрести в плане физического развития. В этом возрасте они уже могут самостоятельно делать следующее:
1. аккуратно есть;
2. обуваться, одеваться и раздеваться, пользуясь лишь небольшой помощью взрослых;
3. пользоваться носовым платком;
4. контролировать свои физиологические отправления, вовремя садясь на горшок.

Если говорить о социальном и эмоциональном развитии, то дети этого возраста становятся очень активными. В общении с близкими они демонстрируют яркие эмоции, их интересуют игры, мультфильмы, музыка. Дети уже твёрдо усвоили значения таких слов, как «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». К этому периоду относится характерный «кризис трёх лет» – дети капризничают очень сильно, не слушаются родителей, упрямятся при попытках как-то ограничить их свободу выбора и действий.

Как правило, 2-3-летние дети могут: 

  • выполнять простые просьбы взрослых; 
  • использовать воображение для сюжетных игр; 
  • лепить из пластилина, рисовать, собирать пазлы и кубики, пользоваться конструктором;
  • общаться на простейшем уровне с ровесниками; 
  • распознавать качества предметов (цвет, форму, температуру, вес и т. д.). 
В отношении навыков речевого развития можно отметить следующие успехи:
  • понимание и усвоение бытовых выражений; 
  • разучивание простейших потешек, песенок и стишков; 
  • уверенное складывание простых фраз, состоящих из 4-5 слов; 
  • постепенное вытеснение облегчённых форм слов правильно произносимыми; 
  • введение в речь местоимений и наречий, предлогов и прилагательных. 

Эмоциональное развитие 
В два-три года ребёнок сильно эмоционален, но его эмоции пока ещё нестабильны, поэтому его довольно легко отвлечь от одного эмоционального состояния и переключить на другое. Эмоциональное равновесие можно восстановить с помощью ритмической стимуляции – так называются игры со взрослыми, состоящие из подбрасываний, ритмических покачиваний, поглаживаний и т. п. С помощью этих игр можно также заниматься интеллектуальным развитием малышей. Ребёнок в этом возрасте легче учится тому, что ему интересно, и большим воздействием на него обладает человек, пользующийся его доверием. Поэтому успех детского обучения сильно зависит от тех отношений, которые сложились у воспитателя с каждым его воспитанником. В связи с этим огромное значение имеет период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, и способность воспитателя установить в группе эмоционально комфортную атмосферу для детей. Детям в 2-3 года свойственна импульсивность, неосознанность мотивов, их чувства и желания ситуативны. Детям очень легко передаётся эмоциональное состояние других детей. Но в это же время начинает проявляться и произвольность поведения, развиться которой помогает речь и манипуляции с различными предметами. Дети начинают проявлять чувства стыда и гордости, у них формируются элементы самосознания, идентификация с полом и именем.
Развитие речи 
Активная речь ребёнка интенсивно развивается. Дети должны освоить к трём годам базовые грамматические структуры, выстраивать простейшие предложения и способны в разговоре употребить большинство частей речи. Активный словарь малыша разрастается до 1000-1500 слов. К трём годам ребёнок должен общаться со сверстниками в основном с помощью речи. Наблюдается прогресс и в понимании чужой речи: с малышом можно говорить, употребляя не только настоящее время, но и прошлое, и даже частично будущее. К трём годам малыши уже различают все звуки родной речи, однако, произносят их с искажениями, поскольку правильное их произношение ещё не отработано. Они смягчают многие звуки, по-разному одни и те же звуки звучат в разных сочетаниях. В этом возрасте многим детям не удаётся выговаривать «л», «р», «ж», «ш», щ», «ч». Трудные звуки они часто пропускают, перестанавливают или заменяют. Зато у своих сверстников недостатки произношения дети уже подмечают и делают им замечания. Взрослым же важно при общении с детьми этого возраста самим не искажать свою речь.
Игровая деятельность
У 2-3-летних детей появляются новые виды деятельности: игры, конструирование, рисование. Главными в игре становятся действия, приближённые к реальности и которые они совершают с игровыми предметами. Примерно в 2,5 года действия распространяются на предметы-заместители. Детишки обожают играть со строительными материалами, им по плечу сделать довольно сложные объекты: гараж, забор, дорогу и после с ними играть. Желательно, чтобы у малыша были разные строительные наборы: из разных форм, тематические «Ферма», «Весёлый городок», крупные варианты «Лего». Ребёнку становятся доступными новые виды деятельности, такие как лепка и рисование. Он усваивает, что с помощью карандаша или пластилина можно многое изобразить, поэтому к трём годам у него получаются шарики, дождик, дорожки, он лепит лепёшки, колечки, палочки. В процессе работы ребёнок вырабатывает отношение к окружающим его явлениям и людям, поэтому его поведение становится более разнообразным. В возрасте 3 лет у детей появляется совместная игра, если до этого дети играли в основном каждый сам по себе, то сейчас они пытаются построить игру с кем-то.
Игра– это уникальное средство воспитания и развития ребенка, которое издавна используется в народной педагогике. Игра - легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию речи, наглядно-образного мышления, воображения.
В раннем возрасте игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности.
Источники:
1.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет.
2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология
3.Выготский Л. С. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни. Раннее детство. Кризис трех лет. Кризис семи лет.
4.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, дет­ство, отрочество.

Комментариев нет:

Отправить комментарий