Доброго времени суток!!!
Вот и близится к концу этот учебный год. Наступает пора диагностических обследований. Мне на помощь приходит тест "Дерево".
Методику «Дерево» (автор Д.Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Я её использую для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения, а так же для определения самооценки обучающихся. Эта методика очень удобна и может проводиться фронтально, с классом или подгруппой детей. Так же методика позволяет нам быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Содержание методики (её иногда называют “Дерево с человечками”):
Всем детям предлагаются бланки с готовым изображением ( дерево и расположенные на нем человечки).
Инструкция к методике следующая:
“Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный карандаш и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый карандаш и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться”.
Часто дети просят разрешения разукрасить двух человечков. Я не ограничиваю их, но для себя фиксирую, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов теста:
Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, каких человечков выбрал ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Для удобства обработки каждому человечку присвоен свой номер.
Выбор человечков
Методику «Дерево» (автор Д.Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Я её использую для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения, а так же для определения самооценки обучающихся. Эта методика очень удобна и может проводиться фронтально, с классом или подгруппой детей. Так же методика позволяет нам быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Содержание методики (её иногда называют “Дерево с человечками”):
Всем детям предлагаются бланки с готовым изображением ( дерево и расположенные на нем человечки).
Инструкция к методике следующая:
“Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный карандаш и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый карандаш и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться”.
Часто дети просят разрешения разукрасить двух человечков. Я не ограничиваю их, но для себя фиксирую, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов теста:
Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, каких человечков выбрал ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Для удобства обработки каждому человечку присвоен свой номер.
Выбор человечков
1, 3, 6, 7- характеризует установку на преодоление препятствий;
2, 11, 12, 18, 19 - показывают общительность, коммуникабельность и способность давать и получать поддержку;
4 - характеризует ребёнка, которого устраивает существующее положение и которому нужна стабильность и устойчивость, при этом ему хотелось бы добиться больших успехов, но не прикладывая к их достижению значительных усилий;
5- раскрывает перед специалистом мир быстро утомляющегося ученика, страдающего от застенчивости и общей слабости, имеющего небольшой запас сил;
9 -рассказывает о ребёнке с ярко выраженной мотивацией на развлечения и отдых;
13, 21- демонстрируют нам выбор тревожного, отстранённого и замкнутого учащегося;
8- выбирается ребёнком, не интересующимся процессом учёбы и отстранённым от него, а также погружённым в себя;
10, 15 -показывают, что ученик чувствует себя комфортно и проблем с адаптацией к школьным условиям у него нет;
14 - разукрашенная красным цветом, с помощью которого ребёнок выделяет своё реальное положение, должна насторожить психологов, занимающихся интерпретацией результатов теста, так как ребенок скорее всего находится в кризисном состоянии и оценивает свою ситуацию, как падение в пропасть;
16 - дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка № 17 - скорее видят поддерживаемого и обнимаемого другим человечка;
17 - неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами(человек которому нужна поддержка);
20 - чаще всего выбирается учениками, стремящимися к лидерству или с чрезмерно завышенной самооценкой.
Источник в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.
Комментариев нет:
Отправить комментарий