Фото и видео материалы на сайте размещены с разрешения родителей.

четверг, 3 мая 2018 г.

Развитие мелкой моторики рук



Доброго времени суток!
Данный материал будет полезен как родителям так и педагогам дошкольного учреждения. Здесь я познакомлю вас с разнообразными играми, которые можно применять в работе с детьми, которые направлены на развитие мелкой моторики рук ребёнка. 
Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в педагогике и психологии имеет очень большое значение и рассматривается как один из показателей психического развития ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.




Что же такое эта «мелкая моторика»?



Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.



У большинства современных детей отмечается общее моторное недоразвитие, в особенности у детей которые проживают в городских условиях. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. В итоге это оборачивается огромной нагрузкой на ребенка перед школой: кроме того что надо усваивать новую информацию, плюс ко всему приходится учиться удерживать в непослушных руках карандаш. Поэтому в детском саду, и конечно же дома необходимо создавать все условия, способствующие развитию мелкой моторики.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Польза неоспорима:
- точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;
- близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;
- чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше малыш научится говорить;

- мелкая моторика связана с зрительной , двигательной памятью, координацией. регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;
- точные движения необходимы в будущем детям любого возраста в учёбе, повседневной жизни.

Ниже вашему вниманию представлены игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как дома, так и в детском саду.

Пальчиковые игры.

Большая роль в развитии мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном возрасте отводится пальчиковым играм. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоционально окрашены, разнообразны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно – на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке. Это интересная игровая форма, благодаря которой, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекают ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Игры с пластилином.

Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления малыша.

Пирамидки, мозаика, конструктор, кубики и строительный материал.

Пирамидка, нанизывание колец по размеру. Два-три кольца, даже дети второго года жизни могут справиться с этой задачей. Затем постепенно нужно усложнять задания, чтобы ребёнок мог ориентироваться в величине, использовать пирамидку которая состоит из большего количества колец.

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

Игра в куклы.
Дети одевают-раздевают «дочку», совершают много мелких движений пальчиками. Такие игры способствуют развитию не только мелкой моторики, но и развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков).

Игры с прищепками и пинцетом.
Игры с прищепками очень нравятся дошкольникам. Они способствуют укреплению и развивают кисть и пальца руки, которые в будущем будут активно задействованы в письменной работе ребёнка.
Как играть с прищепками? Самым простым примером игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть волк или же крокодил, гусь или аист, кошка или собака. Короткие стишки про этих животных, которыми будет сопровождаться это движение, помогут озвучить прищепку и она станет рычать, лаять или щелкать зубами.
Еще один вариант игры , когда нужно будет развесить на веревочке кукольную одежду и закрепить ее прищепкой.
Для развития воображения стоит предложить ребенку набор прищепок и простых геометрических фигур. Сначала нужно показать, как можно сделать из них солнышко, цветочек, человечка, а потом и самому ребенку предложить собрать самостоятельно, прищепки можно соединять между собой и получится определенный узор.
Аналогичная игра и с пинцетом. С помощью самого обыкновенного пинцета можно переносить маленькие предметы с места на место. Рассортировывать в разные емкости перепутанные по цвету бусины.Это занятие способствует развитию мелкой моторики и усвоению сенсорных эталонов.
Раскрашивание, рисование.
На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию.
Мозаика.
Мозаика – это увлекательная развивающая игра для детей всех возрастов и многих поколений. Мозаика включает в себя игру с элементами конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества.
Значение мозаики в развитии детей.
- мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок готовит свою руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения);
- развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
- развивает психические процессы: воображение, внимание, память, мышление,  фантазию, речь;
- развивает конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу);
- развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку;
- вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций;
- способствует воспитанию столь важных качеств личности человека, как целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность, а самое главное, закладывает творческое начало.

Пазлы.
Пазлы тоже достаточно старая и популярная игра. И с каждым годом она не теряет вою популярность, эту игру любят дети дошкольного, школьного возраста, а так же и взрослые люди.
Это замечательная развивающая игра и великолепный способ провести время вместе с ребенком. Какими же должны быть первые пазлы? Они должны быть простыми, крупными и состоять из двух, трёх или четырёх частей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любой фрукт (яблоко). Как только ребенок научится собирать пазлы из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазлы из 24 элементов.
Игра в пазлы влияет на развитие ребёнка:
развивает координацию движений и мелкую моторику рук;
развивает логику;
формирует навыки выработки стратегического решения задач;
развивает усидчивость и аккуратность;
развивает воображение и фантазию;
развивает внимание и память;
учит принимать решения самостоятельно.
Так же помимо пазлов, настоятельно рекомендую использовать разрезные картинки. Сначала это должны быть самые простые картинки, которые разрезаны на 2 части. Постепенно картинки нужно усложнять, разделить на 4-8 деталей, делить их по диагонали.
Игры с крышками от пластиковых бутылок.
Какие игры можно придумать с крышками от пластиковых бутылок? О их может быть целая уйма...Желательно иметь целую палитру цветов и размеров крышек. Игры с цветными крышками научат ребёнка ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.
В такие игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. С маленькими детьми играет воспитатель, а дети постарше могут играть самостоятельно.

В итоге хотелось бы отметить, что игры на развитие сенсорных эталонов и игры на развитие моторики являются основой для дальнейшего развития ребёнка. Эти игры способствуют развитию речи и внимания, оптико-пространственного восприятия, мышления.

Итак, целенаправленная , ежедневная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии педагога с родителями даёт хороший результат.

29.01.2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий